За что лишают прав трезвых водителей
Сегодня адвокат по дтп Колтунович Павел расскажет о том, за какие правонарушения органы ГАИ лишают прав трезвых водителей, какие простые жизненные ситуация могут закончиться для водителя неожиданным лишениям прав и как грамотно себя вести, чтобы не лишиться прав на ровном месте.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрено 10 составов правонарушений, которые могут повлечь лишение прав для трезвого водителя. Краткое описание этих нарушений приведено в таблице:
№ | Трезвого водителя могут лишить прав, если он | КоАП Республики Беларусь | Срок |
1 | повторно в течение года превысил скорость на 20 и более км/ч | Ч. 4 ст. 18.13 | До 1 года
|
2 | обогнал либо выехал на «встречку», где это запрещено | Ч. 8 ст. 18.14 | До 1 года |
3 | не уступил дорогу транспортным средствам оперативного назначения | Ч. 9 ст. 18.14 | До 1 года |
4 | создал аварийную обстановку | Ч. 10 ст. 18.14 | До 2 лет |
5 | передал управление нетрезвому лицу | Ч. 1 ст. 18.16 | 3 года |
6 | употребил после ДТП, подачи сигнала об остановке, но до освидетельствования | Ч. 3 ст. 18.16 | 3 года |
7 | причинил легкое телесное повреждение либо повреждение другого транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества | Ч. 1 ст. 18.17 | До 2 лет |
8 | оставил место ДТП | Ч. 4 ст. 18.17 | До 2 лет |
9 | не остановился на неоднократные требования сотрудника ОВД | Ч. 2 ст. 18.21 | До 6 месяцев |
10 | не остановился на неоднократные требования сотрудника ОВД, что повлекло преследование водителя сотрудниками ОВД | Ч. 3 ст. 18.21 | До 2 лет |
Сегодня подробно рассмотрим одно из самых распространенных оснований лишения прав – оставление места ДТП (ч. 4. ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь).
Правила дорожного движения разрешают участнику ДТП оставлять место ДТП только в двух случаях (п. 31.3 и п. 31.4 ПДД):
- в случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие. При этом водитель обязан предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию;
- в случае, когда участники дорожно-транспортного происшествия вправе не сообщать о нем в ГАИ (вред причинен только автомобилям участников ДТП в размере до 400 евро, водители застрахованы, трезвые и с правами, нет спора о вине)
В остальных случаях оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия может повлечь наложение штрафа в размере от 900 000 до 4 500 000 рублей или лишение прав сроком до 2 лет.
Иногда начинающие водители, оставляют место ДТП, не осознавая, что произошло ДТП. Особенно это характерно для ДТП с участием только своего автомобиля.
Пример 1
Водитель, управляя автомобилем в темное время суток, заснул за рулем, в результате чего автомобиль съехал в придорожный кювет, автомобилю были причинены незначительные механические повреждения. Проснувшись, водитель автомобиля не смог самостоятельно выехать из кювета, в связи чем, решил на попутном транспорте доехать до ближайшего населенного пункте для поиска эвакуатора. Не найдя эвакуатор в ночное время, водитель остановился на ночлег в гостинице. Утром, вернувшись к автомобилю, водитель увидел на месте ДТП инспекторов ГАИ, которым он рассказал о случившемся происшествии. Оказалось, что к тому времени, в отношении водителя уже проводились розыскные мероприятия. В итоге, в отношении водителя было составлено два протокола, и в дальнейшем он был привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП (ч. 4 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) и за нарушение иных правил дорожного движения (ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь).
Водитель из вышеприведенного примера не учел, что дорожно-транспортным происшествием является происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу. В результате этого, водитель пренебрег п. 31 ПДД, которым четко установлено, что обязан делать водителя, являющийся участником ДТП (остановится, не менять положение ТС, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки, оставаться на месте ДТП).
В иных случаях, уезжая с места незначительного ДТП, водители оставляют под щеткой стеклоочистителя поврежденного автомобиля записку с примерным текстом «Я повредил Ваш автомобиль, мой тел ____, перезвоните».
Пример 2
Для привлечения к ответственности за оставление места ДТП необходимо установить одновременно два обстоятельства: сокрытие самого факта ДТП или обстоятельств его совершения и необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства.
32.1. оставлять место дорожно-транспортного происшествия, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию, кроме случаев, указанных в подпункте 31.3 и части второй подпункта 31.4 пункта 31 настоящих Правил;
Спорные ситуации со «скоростной повторностью» связаны с появлением на дорогах страны фото-радаров, фиксирующих превышение скорости в автоматическом режиме и стремлением законодателя разграничить ответственность за нарушения скоростного режима, выявленные автоматическими радарами и радарами, которые используют инспекторы ГАИ.
Сегодня все знают, что превышение скорости, зафиксированное фото-радарами, работающими в автоматическом режиме, не создает повторности правонарушений. То есть, сегодня можно хоть каждый день «фотографироваться» на фото-радары, работающие в автоматическом режиме, с превышением на 20 и более км/ч без риска потерять права за повторное в течение года превышение скорости.
Дополнения в КоАП Республики Беларусь, которые устранили повторность для фото-радаров, работающих в автоматическом режиме, вступили в силу с 28 июля 2014 года. До 28 июля 2014 года любое превышение скорости на 20 и более км/ч грозило водителю лишением прав в случае повторного аналогичного нарушения в течение года. При этом было не важно, как зафиксировано первое превышение скорости – инспектором ГАИ или автоматическим фото-радаром.
С 28 июля 2014 года для возникновения «скоростной повторности» имеет значение, как зафиксировано превышение скорости: фото-радаром, работающим в автоматическом режиме (например, фото-радар французского производства «Mesta») или инспектором ГАИ с помощью фото-радара, используемого в мобильном или стационарном режиме (например, «Визир», «Бинар» и др.)
На сегодняшний день возникновение повторности при всех возможных комбинациях нарушений для наглядности отображено в таблице.
1-ое превышение зафиксировал | 2-ое превышение зафиксировал | Повторность |
Фото-радар | Фото-радар | нет |
Инспектор ГАИ | Фото-радар | нет |
Фото-радар после 28.07.2014 г. | Инспектор ГАИ после 28.07.2014 г. | нет |
Фото-радар до 28.07.2014 г. | Инспектор ГАИ после 28.07.2014 г. | есть |
Инспектор ГАИ | Инспектор ГАИ | есть |
Много споров о повторности связано с вопросом применения обратной силы закона, смягчающего или иным образом улучшающего положение лица, привлеченного к ответственности.
Дело в том, что дополнения в КоАП Республики Беларусь, вступившие в законную силу 28 июля 2014 года, действительно смягчают ответственность водителя за превышение скорости, зафиксированное фото-радаром.
Размер административного взыскания | |
До 28.07.2014 | После 28.07.2014 |
штраф от 5 до 15 базовых величин или лишение права управления на срок до 2 лет (в случае повторного в течение года превышения) | штраф в размере 2 базовых величин (ч. 6 ст. 18.13 КоАП Республики Беларусь) |
В связи с этим, в определенных ситуациях повторности можно избежать за счет обратной силы закона. Возможность применение обратной силы закона зависит от даты вынесения постановления за превышение скорости и факта уплаты/неуплаты штрафа.
Спорные ситуации, связанные с обратной силой закона отображены в таблице:
Нарушение совершено | Постановление вынесено | Оплачен ли штраф | Обратная сила закона |
До 28.07.2014 | 28.07.2014 и позднее | Не имеет значения | Применяется |
До 28.07.2014 | До 28.07.2014 | Да | Не применяется |
До 28.07.2014 | До 28.07.2014 | Нет | Применяется |
20 марта 2014 года (то есть, еще до вступления в силу изменений в ст. 18.13 КоАП Республики Беларусь) водителю пришло по почте «письмо счастья», из которого водитель узнал, что он привлечен к ответственности за превышение скорости на 25 км/ч, зафиксированное фото-радаром, работающим в автоматическом режиме. Постановление получено водителем, штраф оплачен. 10 апреля 2015 года (то есть в течение года, после первого превышения) водитель был остановлен инспектором ГАИ за превышение скорости на 23 км/ч, зафиксированное фото-радаром «Визир». В базе данных инспектором обнаружено взыскание, наложенное на водителя 20 марта 2014 года. В результате водитель привлечен к ответственности за повторное в течение года превышение скорости на 20 и более км/ч и лишен прав управ на один год.
Бесспорные случаи повторности
Пример 1
01 марта 2015 года на водителя наложено административное взыскание по ч. 2 ст. 18.13 КоАП Республики Беларусь за превышение скоростного режима на 23 км/ч, зафиксированное фото-радаром «Визир», находящемся в пользовании инспектора ГАИ. 01 июня 2015 года, то есть в течение одного года после наложения